На днях 4rd.am рассказали о недовольствах, связанных с нравами, царящими в Национальной научной лаборатории имени Алиханяна (Ереванский физический институт, ННЛА), и деятельностью ее директора Ани Апраамян.
Напомним, пару недель тому назад 63 сотрудника института обратились в Министерство образования, науки, культуры и спорта с письмом о проблемах, накопившихся в институте. Возмущенная этим письмом, Ани Апраамян решает перейти к карательным мерам и первым делом увольняет сотрудницу с 27-летним стажем Шушик Мкртумян, единственная вина которой в том, что она подписала письмо.
Однако проблемы, связанные с Ани Апраамян, гораздо глубже. Институт не только при бывшем СССР, но и после распада Союза оставался одним из лучших центров теоретической физики в мире. Когда директором института была назначена Ани Апраамян, она круто изменила основные направления деятельности института, посчитав приоритетным видение развития ядерной физики. Это вызвало недовольство в коллективе, противоречия с директором возникали и по другим вопросам и, наконец, было составлено письмо и отправлено в министерство.
Проблемы, связанные с Ереванским физическим институтом, настолько обострились, что 27 сентября вопрос обсуждался на особых слушаниях в Национальном собрании. Итог дискуссии был однозначным: все пришли к выводу, что для того чтобы исправить ситуацию, необходимо полностью изменить состав совета попечителей Ереванского физического института, что позволит, наконец, разрешить путаницу, связанную с выбором направлений научных исследований, и завершить бессмысленную деятельность, связанную с циклотроном. Председатель научного совета института Грач Асатрян на слушаниях заявляет, что научный совет обсудит вопрос научных направлений и программы развития. Казалось бы, все сходятся на определенных решениях, и Ани Апраамян, в конце концов, решает уважить ученых и коллектив.
Однако перед заседанием научного совета, назначенного на 4 октября, Ани Апраамян неожиданно отправляет сотрудникам письмо (представляем в неотредактированном виде):
«Уважаемые сотрудники
Встреча gitkhorhurd, назначенная на 4 октября, 11:00 отменяется. Взамен presentations руководителей отдела состоятся во время заседания дирекции, вечером в 16:00 (4 октября).
Я буду участвовать».
Естественно, это шокирует коллектив института. Казалось, что страсти улеглись, состоится заседание научного совета, в конце концов, пройдет серьезная дискуссия о дальнейшей деятельности, программах развития института, и вдруг директор самовольно отменяет заседание.
После чего Ани Апраамян пишет сотрудникам института третье письмо, содержания которого уже достаточно, чтобы уволить эту женщину с должности директора института.
В письме она пишет:
«Уважаемые коллеги и сотрудники,
Прошлая неделя была очень тяжелой. 62 человека, 28 из которых – ученые, подписали письмо, направленное Министру образования, науки, культуры и спорта. В этом списке был и повар Нор Амберда, который мне нравился и блюдами которого я наслаждалась (однажды пробовала их в 2019 году и однажды – в 2018 году). Наши контакты были ограниченными, и я не имею ничего против него.
На этой неделе в ходе бесед со многими из вас мне стало ясно, что некоторые из вас введены в заблуждение. Многие говорили неправду. У многих из вас были разные причины подписать письмо, но, в целом, у всех вас было одно желание: сделать ННЛА лучше. Я хочу, чтобы ННЛА стала процветающей лабораторией, какой она может быть.
Мы будем основываться на самых сильных своих сторонах и станем еще сильнее. Министр образования, науки, культуры и спорта, Министр высокотехнологической промышленности, а также министр экономики рядом с нами и готовы помочь нам, если мы будем едины. Не обязательно сходиться во мнениях по всем вопросам, но по вопросу нашего будущего прогресса у нас должно быть единое мнение. Для этого я жду самого лучшего от каждого из вас.
Вынуждена сказать вам, что ненадлежащее выполнение вами своей работы приведет к увольнению. Я уволила Шушик Мкртумян за многочисленные ошибки в работе и неверные толкования. Пока она руководит отделом бухгалтерии, мы не можем двигаться дальше. Она не выполняла свою работу или выполняла ее ненадлежащим образом. Я ценю ее кропотливый труд за долгие годы в ННЛА, но сейчас она распространяла ложную информацию, не исполняла свои обязанности и не оправдала моих ожиданий.
Многие из вас сочли мою улыбку и уважение за слабость. Надеюсь, что теперь вы понимаете, что это не так. Для меня частью соглашения о вступлении в должность директора ННЛА было увольнение сотрудников по моей воле и принятие новых сотрудников. Это важное условие для создания сильной команды, которая поведет нас вперед. Надеюсь, что вы сможете оставить интриги позади и двигаться вперед. У меня есть большие планы для нас. Вы должны решить, идете со мной вперед или нет».
Это просто явный цинизм по отношению к институту, выпустившему стольких авторитетных, блестящих ученых, подарившему столько научных достижений. Открыто заявлять, что Министр образования, науки, культуры и спорта, Министр высокотехнологической промышленности и Министр экономики поддерживают ее, и она будет увольнять всех, кого ни пожелает, и приводить, кого ни пожелает, - это значит бросать вызов не только физическому институту, но и всему научному сообществу Армении в целом.
Что значит – либо вы со мной, либо убирайтесь? «Ты что, угрожаешь?» Выразилась она не так прямо, но смысл именно такой. Физический институт – это не супермаркет САС, чтобы собрать коллектив и сказать: либо обеспечите мне столько-то голосов, либо не работайте у нас.
Отдельно хотим спросить Министра образования, науки, культуры и спорта Араика Арутюняна, Министра высокотехнологической промышленности Акопа Аршакяна и Министра экономики Тиграна Хачатряна: вы действительно дали карт-бланш директору Ереванского физического института Ани Апраамян, чтобы она делала все, что ни вздумается, и не несла за все это никакой ответственности? Что она важнее, чем коллектив института, что она может говорить с сотрудниками института на языке шантажа и расправы?
Это слишком серьезная проблема: на чаше весов оказался вопрос будущего, перспектив лучших центров научной сферы Армении. Покровительствуя директору, действующему такими топорными методами, власти РА добьются только противоположного результата, настроив против себя научный мир Армении. Вы об этом подумали?
В очередной раз ждем отклика властей, особенно вышеуказанных министерств. И знайте, что мы продолжим борьбу за то, чтобы научная жизнь в ННЛА вернулась в свое естественное русло.