Итак, Артур Ванецян в праздничный день пришел на площадь Свободы и положил «начало активным действиям». Что же происходит, и почему именно сейчас?
Почему был выбран этот момент, понятно: времени нет. Вопрос даже не в том, что Никол Пашинян начал «активные действия» в Ереване именно в этот день ровно четыре года назад, и Ванецян, как «член команды революционеров» тех дней, ставит палатки на площади Свободы, катается на велосипеде, говорит о децентрализованной сетевой борьбе и т.д. Это всего лишь внешние сходства. На самом деле времени нет, поскольку до встречи Пашиняна с Путиным в Москве остались считаные дни или часы, а в Москве особо отмечают, что это встреча представляет исключительную важность. Чем и объясняется выбор момента.
А теперь – о том, что происходит. Несколько дней назад Никол Пашинян заявил, что ради «эпохи мира» он готов окончательно отказаться от Арцаха (неважно, как он это сформулировал, смысл сказанного не меняется). Для Москвы это – «красная линия» (не будущее Арцаха, а эпоха мира), и понятно, что там такого не допустят. И ответ не заставил себя ждать. Россия заявила, что армянская сторона в Карабахе нарушила режим прекращения огня, а в Армении оппозиция неожиданно приступила к «решительным действиям», единственный пока понятный пункт программы которых – свержение власти Никола Пашиняна. А Николу Пашиняну в Москве придется четко ответить Путину, будет ли он продолжать попытки «открыть эпоху мира» по схеме, очерченной Западом, или прекратит упрямиться и поместит будущее региона в рамки российского видения.
«Российское видение» заключается в следующем: Армения забывает об урегулировании отношений с Турцией и Азербайджаном, забывает о Западе, превращается в пророссийский анклав с закрытыми границами, а Россия взамен обещает защищать границы Армении (сколько сможет) и сохранить армянское население в Карабахе (если сможет). Без каких-либо гарантий.
А какой представляется «эпоха мира», очерченная Западом? Армения навсегда отказывается от Арцаха, налаживает отношения с Турцией и Азербайджаном, а Сюник превращается в беспрепятственный коридор для расширения в сторону Азербайджана, Северного Кавказа и Средней Азии и одновременно «закрывает» Иран. Взамен Запад обещает сдерживать дальнейшую агрессию Турции и Азербайджана и даже способствовать налаживанию нормальных отношений. Без каких-либо гарантий.
На «орбите» российского видения – парламентская оппозиция, на «орбите» Западного – Никол Пашинян и партии-сателлиты. Останется ли Никол Пашинян на этой «орбите», станет ясно после московской встречи. От результатов этой встречи также зависит дальнейший ход «активных действий» оппозиции, проще говоря, будет ли движение разжигаться или затухнет.
Вот что бывает, когда полуграмотные авантюристы утрачивают субъектность государства. Естественно, в таком случае внешние силы будут раздирать страну изнутри и пытаться «присвоить бесхозную страну», и велика вероятность, что все это может завершиться гражданской войной.
Марк Ншанян