Последняя остановка революции
На этой неделе мы приехали. Добрались до конечной точки, и оказалось, что революция была лишь имитацией.
И вообще, что такое революция? Это ведь не только отвержение прежних порядков, но и утверждение новых правил игры – правил, исключающих возвращение прежних порядков.
С этой точки зрения, избрание судей Конституционного суда было именно таким шагом к возврату к прежним порядкам. Все произошло по старым правилам игры. Сами отобрали кандидатов, сами их избрали, абсолютно наплевав на общественное мнение. Выборы проходили в том же духе, что и при республиканцах. В ходе вопросов и ответов парламентариев с кандидатами в судьи КС не было никаких дискуссий, не прозвучало серьезных вопросов. Были дежурные вопросы и дежурные ответы, увенчавшиеся нажиманием кнопок. Голосование тоже было в духе республиканцев. Не нашлось ни одного человека, не согласного с этими процессами. Никому и в голову не пришло спросить, как можно выбирать человека, который был послушным исполнителем воли прежнего режима, чьи незаконные приговоры были отменены Европейским судом по правам человека, и Республика Армения оштрафована за них на несколько сотен тысяч евро.
Эти выборы стерли главную грань между бывшими и настоящими. И возникла новая грань – между настоящими и гражданским обществом.
Последний аргумент
В процессе избрания судей КС произошло кое-что еще: изменилась риторика властей. Если раньше они давали разъяснения по некоторым (не всем, конечно) шагам, проводимой ими политике, пытались обосновать, вступали в дискуссии, то теперь всему этому пришел конец. После избрания этих судей на головы властей вылились ушаты критики, и основным ответом власть имущих было: а где вы были, когда мы делали революцию? Или: а судьи кто, кто вы такие, чтобы критиковать нас и нашего премьер-министра?
То есть власти отказались и от практики рациональных, логичных ответов на критику. Отныне они могут делать все, что вздумается, и обосновывать это тем, что сделали революцию. То есть они себя уже считают магистрами, гуру политики, которые, в отличие от нас, все знают, все умеют и больше не нуждаются в мнениях со стороны. Говоря о грани между властью и обществом, имеем в виду и это.
Между тем, ответ в таком стиле свидетельствует только об одном: у них нет никаких аргументов против здоровой критики. А раз нет, надо перейти к нерациональности, попрекать нас своей революцией и огрызаться, что критики не заслуживают их внимания, не доросли еще.
Так же действовали и прежние власти. 20 лет – при Кочаряне и Серже Саркисяне – как бы их ни критиковали, ответ был один: да кто вы такие, вы маргиналы, чья бы корова ни мычала, а помните, как было при вас?..
Война или позор? Момент несерьезности
Ответственным и архитектором всего этого является Никол Пашинян. Он этого и не скрывает. Человек ясно заявил в парламенте: «В Национальном собрании произошло нечто очень важное: кризис вокруг КС завершен».
Оказывается, в КС был кризис, и чтобы решить его, сняли Ивана и назначили судьей другого Ивана. И назвали это разрешением кризиса. Это нам напомнило Мюнхенский пакт от 1938 года, когда Чемберлен пошел на сделку с Гитлером, сдал Чехословакию, вернулся в Великобританию и заявил: европейский кризис разрешен, мой народ, я принес вам мир. Черчилль же ответил: если, выбирая между войной и позором, вы останавливаетесь на последнем, то получите и войну, и позор. Год спустя началась вторая мировая война. В нашем случае скажем так: если, выбирая между позором и революцией, вы останавливаетесь на позоре, то получите и переворот, и позор.
За 2,5 года Никол Пашинян растратил весь имеющийся у него громадный ресурс общественной поддержки, которого было достаточно для настоящей революции в стране, радикального изменения жизни. Но, как оказалось, в 2018 году произошла не революция, а смена власти. В противном случае мы сейчас наблюдали бы результаты этой революции, и общество пожинало ее плоды.
А что мы видим? Дело «1 марта» завалили, никто из бывших не понес ответственности за содеянное, многочисленные громкие преступления так и остались нераскрытыми, ни в одной сфере, кроме асфальтирования, изменений нет. Более того, уже сегодня повестку диктуют бывшие, которые должны были забиться в свои норы.
События этой недели требуют серьезного анализа. Действия властей не были спонтанными, они делали все это осознанно. Возникла необходимость в новых политических силах, которые не потерпят этого застоя. Нужно собрать эти силы, сесть и обсудить, как остановить возврат к бывшим порядкам.
«Чоррорд ишханутюн», номер 27, 2020