«Сын Аршака Пап родился от матери Парандзем сюникской, бывшей ранее женою Гнела, которого убил царь Аршак и жену его Парандзем взял себе в жены и имел от нее сына, который назывался Папом. И когда его родила мать, то, будучи нечестивой женщиной и не имея страха Божьего, посвятила она его бесам, и многие бесы вселились в младенца и вертели им по своему желанию. Он был вскормлен, вырос и стал совершать грехи — предавался блуду, мужеложству, скотоложству и мерзким, мерзким занятиям, но более всего – мужеложству… Так и погряз (в мерзостях) (Павстос Бузанд, История Армении, Ер., 1987 г., стр. 241).
Так в V веке н.э. характеризует одного из наших мощных царей – царя Папа, один из наших мощных историков – Павстос Бюзанд. Почему? Потому что царь ограничил права церкви (в основном имущественные), а историк был священником. И веками армянские дети получали представление о Папе именно по этому описанию. И только светской историографии удалось откорректировать «речи ненависти» священника. Это только один пример речевого потока, вызывающего ненависть, негативное отношение к человеку или группе людей. Письменные источники хранят память о многом. Как видим, в 21 веке мало что изменилось. Вместо обвинений в одержимости людей сегодня называют сатанистами, приспешниками Сороса, голубыми…
В наши дни во многих странах обеспокоены ростом масштабов «риторики ненависти». Однако средств борьбы с ними на практике не существует. Часто подвергаясь словесной атаке, человек лишен возможности обратиться в суд, потому что, скажем, слова, брошенные в его адрес, юридически не сформулируешь, они не содержат явной угрозы или клеветы. В правовом поле такие проблемы неразрешимы, потому что сталкиваются с конституционной нормой свободы слова. А в жизни… Особенно в социальных сетях люди вдоволь пользуются своим правом на свободу, говорят и пишут все, что взбредет им в голову: вульгаризм, оскорбления, проклятия. Не секрет, что соцсети постепенно превращаются в мощное политическое оружие. То есть являются прекрасным средством дискредитации противника. Фейковая информация, приправленная звучными словами и фотографиями, вызывающими взрыв мозга, распространяется со скоростью света, и опровергнуть ее уже практически невозможно.
И, тем не менее, «риторика ненависти» - что же это такое, как оно определяется? В больших, многонациональных странах, например, в России, акцент ставится в основном на слова, содержащие национальную или расовую дискриминацию. В Армении «пропаганда ненависти» касается в основном представителей разных групп одной нации. При этом действуют не только «крепкие» выражения, но и выдуманные, необоснованные обвинения. То есть нарушается презумпция невиновности. Нарушается точно так же, как нарушалась в V веке. Следовательно, важнейшим фактором для нас, на наш взгляд, должно стать уважение презумпции невиновности оппонента.
М. Киракосян
П.С. Продолжение о «риторике ненависти» и нарушении презумпции невиновности следует.