Давайте учить армянский язык
Прописная истина: антонимы находятся на одном лингвистическом уровне: антонимом существительного является существительное, прилагательного – прилагательное… А в физике притягивают друг друга плюс и минус. То есть и они на одном уровне. Но оставим физику физикам. А язык, наш армянский язык – мощное оружие. Армянский язык помнит всё. Армянский язык выдает лжеца, труса, провинциала. Армянский язык показывает интеллектуальный уровень каждого из нас.
Сегодня мы поговорим о слове «народ», которым часто спекулируют в нашей политической речи (дискурсе).
Рассмотрим два девиза: «Моя партия – мой народ» (Роберт Кочарян, 1998 год) и «Армения – мой дом, народ – моя семья» (Никол Пашинян, 2019 год).
В первом случае слово «народ» противопоставлялось «партии», потому что у человека, вступающего с таким девизом в предвыборную борьбу, была проблема с законностью, и он пытался использовать народ – демос, - чтобы скрыть беззаконие. Вне сомнения, Р. Кочарян никогда не пользовался реальной поддержкой народа, однако, противопоставив народ партии, он пытался создать иллюзию несуществующей законности.
В уже раскритикованном девизе Н. Пашиняна понятие народ также использовано не случайно. Именно народ отверг бывших и привел его к власти, и это неоспоримый факт. Неотделимой частью патетических речей «бархатной» революции стало и словосочетание «народный премьер-министр». И, повторяя это слово к месту и не к месту, премьер, пока еще не имеющий проблем с законностью, пытается напомнить всем нам о народной поддержке. Поддержке кому? Конечно, ему.
Как видим, в обоих случаях народ является не субъектом, а объектом власти.
И еще одна параллель: в обоих девизах местоимение «мой» употребляется дважды. Напомню: «мой» – от местоимения «я». А какие у нас есть производные от местоимения «я»? Перечислим: эгоист, эгоцентрист, эгоистичный («эго» - от др. греч. «я»)… Но лучшее из них – «эготизировать» (во всем исходить из своего эго).
На этом пока все.
Мариам Киракосян