...

«Российский прорыв» не состоялся

«Российский прорыв» не состоялся

Итак, переговоры в Сочи провалены. Мы предсказывали, что основные переговоры там будут проходить между Путиным и Алиевым (вернее, через последнего – Эрдоганом), и в ходе этих переговоров Путин попытается уговорить Алиева положить в основу «мирного договора» российский пакет, один из пунктов которого – оставить вопрос Карабаха на будущее. По сути, Путин слегка попытался, Алиев категорически отказал (заявив, что вопрос Карабаха был решен два года назад и уже канул в лету), и тем самым данный этап переговоров можно считать завершенным. Чтобы спасти лицо, оставалось только подписать какой-то документ ни о чем, что и сделали. Подписали совместное заявление, самый важным пунктом которого, видимо, стала констатация «востребованности» русских миротворцев. Азербайджан же, конечно, согласился на включение этого пункта только потому, что у него вполне конкретные ожидания от русских миротворцев, он непрестанно говорит о них, а именно – разоружение «армян Карабаха» (проще говоря, разоружение и ликвидация Армии обороны).

Ясно одно: игра в Сочи шла по турецко-азербайджанскому сценарию, чему Россия не смогла или не захотела как-либо противодействовать. А предшествовали ей интенсивные армяно-российские «перепалки» с взаимными обвинениями, объявлением нескольких российских деятелей «персонами нон грата» и т.д., а истинная причина была в следующем: Россия обвиняла Армению в попытках реанимировать роль «брюссельских платформ» и Запада в переговорном процессе, Армения же направила конкретное послание: «прекрасно, принимаем ваши предложения; если сможете убедить Азербайджан, мы закроем тему Запада». Россия попыталась и не смогла, следовательно, и «тема» Запада не закрывается. Это и есть турецко-азербайджанский сценарий, потому Алиев и выказал демонстративно жесткую позицию, чтобы армянская сторона продолжала «искать справедливости» на Западе, что дает ему «легитимное право» новой агрессии в отношении Армении, во всяком случае, с точки зрения России и ОДКБ. Более того, чтобы «брюссельская платформа» стала для Армении более привлекательной, Азербайджан, возможно, изобразит на этой платформе большую уступчивость, чем в России.

Чего ждать после Сочи? Очевидно, что отсутствие результатов – тоже результат, причем не менее важный, следовательно, велика вероятность, что Азербайджан увеличит напряжение на границе и даже попытается оккупировать новые территории. И пусть никого не вводит в заблуждение пункт в совместном заявлении, согласно которому, стороны договорились воздерживаться от применения силы. Не признается же Азербайджан: «Мы применяем силу», он скажет: «Армянская сторона спровоцировала, мы пошли на ответные действия». А Россия и ОДКБ «всерьез обеспокоятся», но и оправдаются: «Откуда нам знать, кто начал, кроме того, нет демаркации-делимитации, откуда нам знать, чья это суверенная территория».

П.С. Если Азербайджан, отклонив российский пакет, в качестве единственной кажущейся альтернативы для Армении оставляет брюссельскую платформу, Никола Пашиняна в Тегеране ждет очень тяжелый разговор.

Марк Ншанян
 

Կարդալ հայերեն

ՎԱՐԿԱՆԻՇ

   777 ԴԻՏՈՒՄ

Տարածեք

ՆՄԱՆԱՏԻՊ ՆՅՈՒԹԵՐ
Դեպի ՎԵՐ