Фотографии тоже не горят
Фотожурналист Гагик Шамшян перетряс свои архивы и публикует в сети фотографии, в которых представлена наша история за последние 15 лет. Каждый, кто в эти годы занимался политикой или хотя бы изредка принимал участие в происходящих событиях, может найти себя на этих снимках.
И любопытно видеть на снимках людей, которые вместе участвовали в акциях, пикетах, были соратниками, единомышленниками, обнимались и целовались друг с другом, вместе подвергались побоям и преследованиям. А теперь эти люди оказались по разные стороны баррикад. Вернее, часть из них остались на своих позициях, в своем лагере, верными своим принципам и убеждениям, а другие повернулись на 180 градусов и оказались рядом с теми, против кого боролись столько лет.
Есть также фотографии о бархатной революции 2018 года и последовавших за ней революционных месяцах. На снимках изображены деятели-революционеры: они вместе шагают, вместе перекрывают улицы, вместе празднуют победу, клянутся хранить верность революционным ценностям. Стоит опубликовать эти снимки через несколько лет и посмотреть, кто и где окажется за это время, кто переметнулся в другой лагерь, кто предал друга, а кто – революцию. Это неизбежно произойдет. Не мы этого хотим, это явление характерно для всех революций и революционных периодов. Не мы первые, не мы последние.
Тем более, что признаки грызни и взаимных подножек появились уже очень давно.
Кампания лишившихся корма
Самый яркий пример – события вокруг Арсена Торосяна. Арсен Торосян получает львиную долю критики и оскорблений, адресованных правительству. Чего только о нем не пишут. Его считают самым большим виновником и ответственным за распространение коронавируса в Армении. Вернее, так считают те, кто тесно связан с прежними властями: медучреждения, которые принадлежат прежним властям или находятся под их влиянием; медучреждения, которые годами получали от государства огромные деньги, но качество услуг от этого не менялось, а сейчас они лишились возможности кормиться из бюджетной кормушки; медучреждения, укрывающие у себя преступников, а потом выдающие фальшивые справки о том, что преступники при смерти, однако позже оказывается, что преступники не только не больны, но и пышут здоровьем и наслаждаются жизнью на озере Севан.
Нож в спину, или кто ставит крест на революции
Именно эта масса бывших и сделала Арсена Торосяна своей мишенью. А теперь к этой кампании против него подключились представители власти, некогда революционные друзья министра. Подключились, по меньшей мере, уже тем, что почти никто из власти и звука не издает в защиту друга. Очень немногие осмеливаются публично поддержать Арсена Торосяна. А в последние дни представители власти тоже в открытую действуют против Торосяна. Хватит и того, что СМИ, принадлежащее одному из депутатов НС от фракции «Мой шаг», сочло Арсена Торосяна предателем только потому, что тот решил уйти в отпуск. На следующий же день наклеило на него ярлык предателя. Затем опубликовало несколько «достоверных» сведений о том, что министр допустил какие-то нарушения. Потом оказалось, что комендант тоже переводит стрелки на Арсена Торосяна, пытается возложить на него всю ответственность за неудачи в борьбе с коронавирусом. А после и другие депутаты правящей фракции принялись открыто осуждать и критиковать Министра здравоохранения.
Это отнюдь не означает, что Арсен Торосян работает идеально. Были промахи, будут и другие, но человек работает, пытается очистить систему здравоохранения от грязи, копившейся в ней десятилетиями. И в этом деле его поддерживают очень немногие, а некоторые – только мешают министру. Совершенно естественно, что именно человек дела должен был стать мишенью бывших, как и тех, кто подцепил должности и мандаты, прикрываясь революцией.
Пример хорошего министра
Например, Рустама Бадасяна эти силы не критикуют. Действительно, за что его критиковать? Что он сделал? В том-то и дело, что ничего. Настали времена, когда поощряются те, кто ничего не делает. Если бы Рустам Бадасян попытался провести реформы в системе правосудия, благодаря которым коррумпированные судьи были вытеснены из системы, суды очистились от судей, покрывавших преступления бывших властей, то против него началась бы аналогичная кампания. Но человек ничего не делает – значит, и критиковать его не за что. То есть в данном случае критиковать должны были сами власти, но и те молчат. Вот так революция и идет по пути застоя.
«Чоррорд ишханутюн», номер 24, 2020