От межнациональной войны – к международной
Очень трудно подводить итоги недели, когда идет тяжелая война. Война, каждый день пожирающая лучших наших ребят, война, которая уже постучалась в двери каждого из нас.
С каждым днем эта война набирает обороты, прямо или косвенно вовлекая мировые сверхдержавы, страны региона.
Причем, если участие Турции в войне – подтвержденный факт, то не исключено, что с определенного момента в конфликт вмешаются Россия и Иран. Это уже предполагает совсем иные конфигурации, иные подходы, ситуация может обернуться детонатором не только для нашего региона, но и за его пределами.
Одна из целей Турции – не только поставить Азербайджан в полную зависимость от себя, но и укрепить свои позиции в Закавказье, вытеснив отсюда Россию и Иран. Это больше не армяно-азербайджанская война, она приобрела значительно большие масштабы.
С легкой руки Турции может возникнуть и другая проблема. Речь о придании войне религиозного оттенка. Турецкие власти перебросили в зону конфликта тысячи экстремистских исламских террористов, и есть сведения, что к Афганистану они тоже обратились за отрядами исламских боевиков. Это делается не случайно: Турция тем самым пытается увеличить свое влияние в мусульманском мире.
В 1990-е годы, какой ожесточенной и кровопролитной ни была тогда война, как армянская, так и азербайджанская стороны воздерживались от придания конфликту религиозного оттенка, понимая, что это может только еще более ожесточить войну и создать, в особенности, в Азербайджане плодородную почву для исламских экстремистских группировок. А последствия экстремизма мы уже видели на примере Сирии, Ливии, Ирака, Афганистана, Египта.
Пересмотреть подходы
Что делать Армении? Перед нашими властями и дипломатическим корпусом стоит довольно сложная задача. Одно направление уже очерчено: повести войну в антитеррористическом контексте, который предполагает привлечение стран, борющихся с терроризмом, можно сказать, коалицию с ними.
Во-вторых, необходимо пересмотреть некоторые наши внешнеполитические векторы. В частности, отношения с Израилем. Ясно скажем: Первый президент РА Левон Тер-Петросян в годы своего правления ни разу не был в Израиле, поскольку предпочитал сохранять хорошие отношения с Ираном и рядом арабских стран. Тер-Петросян бывал в Иране, в Сирии, если не ошибаемся, в Египте, но – не в Израиле.
Эта война показала, кто и какую роль играет и какое значение имеет для Армении: основные потери арцахская армия понесла от беспилотников израильского и турецкого производства, Израиль периодически поставляет оружие Азербайджану, тогда как Иран подчеркнуто сохраняет нейтралитет. Как и в 1990-е годы. Точно так же следует углубить отношения с арабскими странами, почти у каждой из них сегодня в той или иной степени есть проблемы с Турцией. Надо попытаться наладить определенные связи даже с Саудовской Аравией, тем более, что ее отношения с Турцией крайне напряжены, власти объявили полное эмбарго на турецкие товары, собираются применить и другие санкции.
Можно найти язык и с Афганистаном, у нас уже есть такой опыт: в 1994 году советник Левона Тер-Петросяна Жирайр Липаритян отправился в Афганистан, тайно встретился с премьер-министром Афганистана Гульбеддином Хекматияром и уговорил его не отправлять в Азербайджан афганских наемников. Через несколько дней Хекматияр согласился, после чего было утверждено полное перемирие.
Российский фактор – необходимость
Но главное – это отношения с Россией. Сколько бы здесь ни критиковали Россию, ни говорили, что не помогает, не задает туркам жару, и так далее, и тому подобное, следует понимать, что у России многовекторная внешняя политика, и она никому не помогает за красивые глаза, если это не в ее интересах.
Значит, надо вести сверхактивную политику в российском направлении, при необходимости привлекать искусных, опытных дипломатов и бывших чиновников, которые в свое время эффективно работали с Россией, добились взаимовыгодных договоренностей и сделок. Это сложно, поскольку и в России, и в Армении есть силы, которые постоянно пытаются представить действующие власти в антироссийском, прозападном свете, уж не говорим о соросах-моросах.
И любопытно, что пока мы писали об этом, Никол Пашинян уволил директора СНБ Аргишти Кярамяна. Перед тем премьер рассказал о предательских действиях неких людей на поле боя, на позициях, одного из которых уже привезли в Ереван, и – через пять минут снимает с должности Кярамяна. Есть тысячи предположений в связи с этим, начиная с самого примитивного, что премьер был недоволен Кярамяном, и до того, что Кярамян так и не стал своим в нашей разведывательной системе, и недостаток доверия к нему был также у соответствующих структур союзнических нам стран. То есть существует версия, что его увольнение было шагом к сближению с Россией. Если говорить прямо и откровенно.
Поживем-увидим.
«Чоррорд ишханутюн», номер 30, 2020