...

Вред победы поневоле

Вред победы поневоле

ОБЩЕСТВО

Внутриполитическое поле Армении напоминает болото: теоретически известно, что в нем полно лягушек, но пока камень не бросишь, кваканья не услышишь. Судя по всему, камень брошен: нужно показать внешнему миру, что и в нашем болоте есть лягушки.

Политические партии наперегонки выступают с заявлениями о том, что иное решение, кроме независимости Карабаха, для нас неприемлемо. Специально для этой цели даже создаются новые организации. Президент не собирается подписывать никаких документов во Флориде, вот он и созвал партии и велел им: идите и делайте заявления. Партии и делают, не задумываясь о том, что все это означает только одно – войну. А самое главное, что обществу на это наплевать. В чем причина, и кто виноват, что общество до сих пор не понимает цену мира, не проводит митингов и не заставляет сыновей всех тех, кто выступает с воинственными заявлениями, отправить в Горадиз первыми?

Основная причина, по сути, одна: народ не ощутил ужасы войны на своей шкуре. С первого взгляда звучит странно, но это действительно так. Армения одержала победу в тяжелой войне без введения военного положения в стране, без всеобщей мобилизации, и главное – осуществляя военные действия за пределами своей территории. Именно поэтому, говоря о 92-94 годах, никто не называет их «годами войны», говорят: «годы тьмы и холода».

Вражеское государство взрывало газопровод, входящий в Армению – говорили: «Это наши взорвали, чтобы свечи хорошо продавались». А кто говорил? Те, кто продавал эти свечи. Добровольцы отправлялись на фронт – говорили: «Идут, чтобы вернуться и будку взять». Никому и в голову не приходило, что война требует определенных действий от каждого: люди должны больше работать и меньше получать, потому что рабочих рук стало меньше, а война – слишком дорогое «удовольствие». Государство собирало налоги законными и незаконными путями, чтобы содержать фронт – говорили: «Они сами грабят, туда ни копейки не доходит». А если не доходило, как мы победили в войне?

В Ереване, казалось, и не знали, что страна ведет войну. Ходили на работу, возвращались домой, ругали власти и так далее. Как будто война касалась только властей. А народу было все равно: проиграют – будут ругать власти еще больше, не проиграют – будут ругать за тьму и холод. Не проиграли. Ругают за тьму и холод.

Вся проблема в том, что с тех пор в Армении очень многое изменилось. В первую очередь, сменились власти. Причем это не было лишь сменой лиц: это было изменение критериев психологии и морали. Если война возобновится, то это будет уже совсем другая война, вся тяжесть которой ляжет на плечи народа. На этот раз не в курсе будут власти. Просто объявят всеобщую мобилизацию и погонят людей на восток; хорошо бы не забыть при этом ружья раздать. И тогда башибузуки в форме различных «специальных подразделений» будут врываться в каждый дом и конфисковать «для нужд армии» все, что им приглянется. Вот это будет «нормальная» война. Вот тогда народ поймет всю сладость мира.

Вообще люди бывают трех типов: те, кто учится на чужих ошибках, те, кто учится на собственных ошибках, и те, кто вообще ничему не учится. Мы – исключение из правил: мы не только вообще ничему не учимся, но и считаем свои ошибки успехами и углубляем их.

Григор Восканян

«Чоррорд ишханутюн», номер 175, 30 марта 2001 г.

Կարդալ հայերեն

#Tags / Պիտակներ

ՎԱՐԿԱՆԻՇ

   4405 ԴԻՏՈՒՄ

Տարածեք

ՆՄԱՆԱՏԻՊ ՆՅՈՒԹԵՐ
Դեպի ՎԵՐ