В одном из недавних интервью Никол Пашинян, отвечая на вопрос, мог ли он предположить, с чем придется иметь дело, когда в 2018 году брал власть, напомнил высказывание, что «оптимист – это плохо осведомленный пессимист», и чем больше ему становилось известно после вступления в должность премьера, тем меньше оставалось в нем оптимизма. Проще говоря, когда он кричал: «Либо я буду премьером Армении, либо в Армении не будет премьера», он еще ничего не знал, или знал очень мало (был невежей), поэтому оптимистично начинал переговоры «с собственной точки», заявляя: «Новая война – новые территории» и т.д., и в конце концов довел страну до ручки. Словом, в таком положении мы оказались из-за его «плохой осведомленности» или невежества.
Однако, напомним, после вступления в должность премьер-министра он встретился с Левоном Тер-Петросяном, говорил с ним о переговорном процессе, после чего заявил, что ему не сказали ничего нового, и что он «все знал». То есть проблема не в том, что он был плохо осведомлен и чего-то не знал, проблема в ином: он «не знал, что не знает», а это уже классическое определение невежества.
Как бы то ни было, сегодня этот вопрос остается актуальным, потому что он и сегодня не знает, и не знает, что не знает. Потому и называет Алиева «благовоспитанным соседом», на следующий день обвиняет его в планах осуществления геноцида, на третий день – получает «положительные импульсы», на четвертый – выражает надежду, что мирное соглашение будет подписано, на пятый – сомневается, что Армения продолжит свое существование как государство, на шестой – снова выражает уверенность, что «эра мира» будет открыта, и так далее. А накануне заявил, что Армения готова вернуть Азербайджану анклавы, и это не проблема.
Человек не понимает, что проблема не в самих анклавах, а в том, что Азербайджан их требует. Потому что эти анклавы нужны Азербайджану не как территория, а как инструмент для постоянного поддержания напряженности и возобновления войны. Понятно же, что Азербайджан не сможет ни заселить эти анклавы, ни создать в них какие-либо базы, потому что доступ к ним будет возможен только по сухопутной территории и воздушному пространству Армении, следовательно, следующим шагом Азербайджан потребует «внетерриториальные коридоры» к этим анклавам. То есть тема анклавов – это лакмусовая бумага, четко показывающая, чего хочет Азербайджан: мира или войны. Желающий мира просто закрыл бы эту тему – и все, а раз не закрывает, то вывод тут только один: Азербайджан использует переговорный процесс исключительно для получения «казус белли» для новой войны с Арменией.
Что в такой ситуации должна делать любая власть Армении? Максимально тянуть время и готовиться к новой войне, потому что альтернативы ей просто нет. Другое дело, что сегодняшние власти Армении не умеют ни время тянуть, ни готовиться к войне и тем более – вести войну. А если в какой-то момент X окажется, что время, которое едва удавалось тянуть, мы потратили зря, и к войне мы не готовы, Никол опять заявит, что и здесь он не виноват, просто был «плохо осведомленным оптимистом», многого не знал...
Марк Ншанян