Уже очевидно, что Рубен Варданян попытается развернуть серьезную деятельность во внутриполитической жизни Армении и даже станет претендовать на роль «главного оппозиционера». И поскольку Никол Пашинян такие вещи чувствует, как тот грузин из анекдота, «спинным мозгом», провластная пропагандистская машина уже начала кампанию против Варданяна.
Но на каком «идейном основании» собирается Рубен Варданян выйти на политическую арену Армении и занять место Роберта Кочаряна и Сержа Саркисяна? Накануне он заявил, что «руководство Арцаха не понимает, что значит бороться», и добавил, что живет по модели Сардарапата, а Араик Арутюнян – по модели политических переговоров. То есть г-н Варданян изначально противопоставляет борьбу политическим переговорам, иначе говоря, «вести переговоры» для него означает то же, что и «сдаться».
Что касается конкретно власти Никола Пашиняна (понятно ведь, что он говорит об Араике Арутюняне, но подразумевает Никола Пашиняна), тут он, конечно, прав. Потому что Никол вначале фактически отказался от переговоров, заявив, что Арцах – это Армения, и точка; потом решил «жить по модели Сардарапата»; а после подписания капитуляции и по сей день ведет переговоры об условиях сдачи. Но обратите внимание: модель, предложенная Рубеном Варданяном – это модель черного и белого, и никаких промежуточных вариантов. Либо сражаться как за Сардарапат до последней капли крови, не считаясь с региональными реалиями, соотношением сил, приоритетами силовых центров и т.д., либо сдаться. Возможность получения максимально возможной выгоды путем переговоров или выхода из ситуации с минимальными потерями вообще не обсуждается. Кстати, точно так же, как и для Никола Пашиняна. Разница лишь в том, что Никол Пашинян уже однажды отказался от здравого смысла и «все начал с собственной точки», в результате разрушил и Арцах, и систему безопасности Армении. А Рубен Варданян считает, что «это не в счет», нам нужен еще один Сардарапат, и вот он придет и еще раз все начнет «с собственной точки».
Реальность в том, что Армения должна попытаться выйти из сложившейся ситуации путем переговоров с минимальными потерями, но сделать это возможно только в одном случае: если у нас будут адекватные власти, способные правильно оценивать ситуацию и имеющие смелость представить эту реальность общественности. Другой вопрос, что ни Никол Пашинян, ни Рубен Варданян не соответствуют этим критериям. Первого интересует исключительно сохранение собственной власти, а второй «живет по модели Сардарапата, а не переговоров». Но и тому, и другому выгодно разделение политического поля на черных и белых. Рубену Варданяну выгодно, потому что он предстанет перед обществом как новый «воин», но без кровавого прошлого, а у Никола Пашиняна появится возможность возродить свой неудавшийся образ «голубя мира», представив, что альтернативой ему будет «новый Сардарапат».
Разделение на черных и белых, кстати, на руку и внешним игрокам. И неважно, какой будет направленность каждого из полюсов, оба их возможно будет с легкостью использовать в собственных интересах. Главное, чтобы не сформировались адекватные власти.
Марк Ншанян