Представлять решение Гаагского суда как беспрецедентную дипломатическую победу и чуть ли не новый Аварайр, мягко говоря, не совсем правильно, ибо очень скоро может оказаться, что это всего лишь наша очередная «моральная победа» - без конкретных результатов. И вопрос отнюдь не в том, что тот же суд «не счел доказанным», что газоснабжение и электроснабжение Арцаха были прекращены Азербайджаном, то есть по этой части азербайджанскую сторону ни к чему не обязали. Вопрос в том, как конкретно Азербайджан как государство будет обеспечивать «доступными для него средствами» бесперебойное движение по Лачинскому коридору, если он заявляет, что не перекрывал этот коридор, собравшиеся у коридора – это «экологи», и к государству они никакого отношения не имеют. Никол Пашинян, к примеру, «подсказывает конкретные шаги». Говорит: Алиев должен «призвать так называемых экологов открыть дорогу». Но мы-то понимаем, что даже если такой призыв прозвучит, «экологи» откажутся подчиняться ему. И какими же в таком случае «доступными способами» Азербайджан будет обеспечивать бесперебойное движение? Либо позволит русским миротворцам применить силу к «мирным экологам» (чего делать не станет), либо должен отправить азербайджанские силы полиции для «разгона незаконной акции протеста экологов», а поскольку они могут периодически повторяться, присутствие азербайджанской полиции у дороги может стать постоянным и расшириться. И происходить это будет «во исполнение решения Гаагского суда».
Это, конечно, не означает, что решение Гаагского суда не было важным. Оно было достаточно значимым, и даже может на некоторое время слегка смягчить режим блокады Арцаха. Но очевидно, что это не решение проблемы. Да и не может им быть, поскольку блокада Арцаха – это не причина, а следствие, и в вопросе устранения причины позиции Армении, Азербайджана и России существенно различаются. Если представить схематично, Азербайджану нужна новая война, Армении – долгий мир, а России - ни то, ни другое или, иначе говоря, постоянная, но контролируемая напряженность. По логике при таком раскладе интересов Россия пожелала бы «наказать» и Азербайджан, если тот попытается развязать новую войну, и Армению, если она всерьез попытается добиться долгого мира в регионе любой ценой и «позиционироваться не как форпост, а как сосед и партнер». Но для того, чтобы наказать Азербайджан, у России нет ни ресурсов, ни желания (учитывая турецкий фактор), а вот что касается Армении, то рычагов давления на нее – хоть отбавляй. Тут даже ничего нового придумывать не надо, достаточно просто применить те же два рычага, которые Азербайджан применяет к Арцаху: угрозу военной эскалации и блокаду.
Обратите внимание: угрозы в адрес Армении звучат практически в ежедневном режиме, да и первые признаки блокады уже просматриваются: снижены объемы газа, поставляемого в Армению. Причем связывать надежды с открытием армяно-турецкой границы не имеет смысла. Во-первых, потому что Турция связывает этот вопрос с урегулированием армяно-азербайджанских отношений (разумеется, как их видит Азербайджан), и, во-вторых, армяно-турецкая граница – это также граница ЕАЭС и Таможенного союза, следовательно, контролируют ее не только Армения с Турцией.
Словом, пренебречь региональными реалиями и искать справедливости в международных инстанциях – очень заманчиво, но реальные решения, к сожалению, находятся в другой плоскости.
Марк Ншанян