В атмосфере всеобщей боли и безнадежности понемногу приходит неизбежное осознание того, что все виновные за уничтожение Арцаха, тысячи погибших и сотни тысяч искалеченных судеб должны понести ответственность. Но понятно, что осознание это пока находится на эмоциональном уровне, причем у всех без исключения есть свой собственный «расстрельный» список.
Но возможно ли привлечь преступников к ответственности и даже предварительно огласить приговор, если в вопросе «описания преступления» и состава преступления нет определенности? В конце концов, при предъявлении обвинения в любом преступлении подробно описываются совершенное преступление, последовательность действий, обстоятельства (например, «в составе сформированной стабильной преступной группы», «в корыстных целях», «находясь в нетрезвом состоянии», «опасным для жизни многих способом», «по неосторожности») и т.д.
Попытаемся построить по этой логике обвинительное заключение, которое рано или поздно прозвучит в «армянском Нюрнберге». Проще говоря, в результате чьей именно и какого характера преступной деятельности мы дошли до такого состояния. В обвинительном заключении, разумеется, должны быть представлены все эпизоды преступления в хронологическом порядке. В частности, вот так:
Эпизод 1. В период с июля 1997 до февраля 1998 года группа высокопоставленных должностных лиц РА и НКР, превысив должностные полномочия, достигнув предварительного преступного сговора, в корыстных целях (с преступным намерением добиться полной власти в РА и использовать эту власть в собственных интересах) осуществили государственный переворот, свергнув конституционный строй с использованием оружия и (или) угрозой его использования. Для сокрытия своих реальных преступных намерений и введения общества в заблуждение вышеуказанные лица представили свое преступление как патриотический шаг и под предлогом обоснования этого отвергли возможность добиться урегулирования карабахского конфликта и достойного мира.
Эпизод 2. В период с февраля 1998 до апреля 2018 года выжившие члены вышеуказанной стабильной преступной группы, завладев рычагами власти в РА, при поддержке многочисленных партий и «общественно-политических деятелей», готовых сотрудничать с ними в корыстных целях, пренебрегая вызовами безопасности, с которыми сталкивалась РА, использовали государственные ресурсы РА не для нейтрализации этих вызовов, а для приумножения собственных владений, в результате чего военно-политический баланс между Арменией и Азербайджаном существенно изменился в пользу Азербайджана.
Эпизод 3. В период с мая 2018 до сентября 2020 года гражданин РА Пашинян Никол Воваевич 1975 года рождения, захватив власть в РА антиконституционным путем в составе предварительно стабильно сформированной группы, из неустановленных еще соображений расколол общество, начал политические преследования в отношении ряда высокопоставленных военнослужащих, публично и с особым цинизмом испортил отношения с международными партнерами РА, затем фактически отказался от переговорного наследия по урегулированию карабахского конфликта, тем самым спровоцировав новую войну.
Эпизод 4. В период с 27 сентября до 9 ноября 2020 года Никол Пашинян при содействии сформированной им же стабильной преступной группы проявил в ходе военных действий явную некомпетентность, затем, имея возможность остановить ход войны, не сделал этого из личной заинтересованности (чтобы его не назвали предателем), что повлекло тысячи погибших и огромные территориальные потери.
Эпизод 5. С 10 ноября 2020 года до сегодняшнего дня Никол Пашинян продолжает свою деятельность в качестве премьер-министра РА, в результате чего опасным для жизни многих способом под контроль врага перешли огромные участки суверенной территории РА, а Арцах, как неотъемлемая часть армянского жизненного пространства, исчез с лица земли.
Можно, конечно, выделить множество других эпизодов, но самое главное, что если мы действительно хотим, чтобы «армянский Нюрнберг» действительно состоялся, то должны поименно идентифицировать ключевых виновников, «проходящих» по каждому из эпизодов.
Марк Ншанян