Итак, в Праге Никол Пашинян и Ильхам Алиев заявили, что Армения и Азербайджан признают территориальную целостность друг друга, и, разумеется, на политическом и общественном поле Армении это вызвало вполне предсказуемый хаос. Преимущественно – гнев, недовольство, искренняя озабоченность, столь же искреннюю ругань и т.д. Но, почти как и всегда, мы ошибаемся даже при «инвентаризации» озабоченности. Представим всего два наблюдения.
1. Никол Пашинян как блестящий манипулятор в вопросах внутриполитической пропаганды, смог перенести дискуссию в плоскость «Территориальную целостность Азербайджана признал не я, ее признали Кочарян и Серж», политические команды последних заглотили наживку и перешли в плоскость, в которой они изначально в проигрыше. Почему? Да потому что эти двое действительно признали территориальную целостность Азербайджана, и доказать это легко. Другой вопрос, что они были правы, когда признали, потому что не сделай они этого, получилось бы, что у Армении есть территориальные претензии к Азербайджану, в то время как мы всегда представляли вопрос Арцаха как проблему права на самоопределение. Именно поэтому, к примеру, Серж Саркисян говорил: «Армения признает территориальную целостность Азербайджана, но это не имеет отношения к праву Карабаха на самоопределение». Именно право на это «но» и потеряла Армения благодаря губительному авантюризму Никола. Сейчас он даже не осмеливается произносить это «но», потому что стоит ему только попытаться, как с четырех сторон услышит только одно: «Больше никаких но, отказался – так посторонись». Когда еще Алиев осмеливался заявлять в международных инстанциях, что не собирается ни с кем обсуждать вопрос «армян, живущих в Карабахе»? Напротив, он всегда говорил, что готов обсудить это в любой структуре. Именно это на самом деле вызывает озабоченность, а не взаимное признание территориальной целостности двумя странами.
2. Общественность озабочена тем, что Никол Пашинян собирается подписать «мирное соглашение», в основе которого будет взаимное признание территориальной целостности двух стран. Тогда как общественность должно заботить не то, что Армения намерена подписать этот документ, а что Азербайджан не намерен. Очевидно же, что этот документ не может состоять только из одного пункта: «Стороны признают территориальную целостность друг друга», - и все. Очевидно же, что Азербайджан потребует включить в документ свои требования, о которых писал «достоверный источник», и если они не будут включены, он ничего не станет подписывать и попытается добиться своих целей военным путем. Доказательство тому – обстрелы, начатые через несколько часов после пражской встречи, интенсивные действия Азербайджана по приобретению нового вооружения, пропагандистская подготовка и т.д.
Проще говоря, общественность активно обсуждает, стоило ли Николу Пашиняну настолько «опускать планку», а может, стоило опустить ее в меньшей мере или, наоборот, стоило приподнять ее, или с каким выражением лица ему стоило это делать… Тогда как проблема в том, что Азербайджану плевать на эту «планку»: он попытается перешагнуть через нее и продвинуться как можно дальше, а власть Никола вместо того, чтобы предотвратить это, занята дизайном планки.
Марк Ншанян