Послевыборный «приступ солидарности», сменивший предвыборный «приступ закатывания в асфальт», кажется, тоже подошел к концу. Никол Пашинян встретился с несколькими «здоровыми силами» (надо думать, «здоровыми» он считал те силы, которые согласились встретиться с ним), провел фотосессии – и вопрос закрылся. Во всяком случае, так и не прояснилось, с чем связывалась обещанная солидарность. Нет оснований полагать, что Никол Пашинян призывал их совместными усилиями воплотить в жизнь его предвыборные программы, поскольку едва ли можно назвать предвыборной программой обещания пробивать всем головы молотком, добровольно закататься в асфальт и распродать здания вузов, а больше ни о чем конкретном он не говорил, все остальное – тосты тамады на сельской свадьбе.
Вопрос, конечно, не в сотрудничестве с сими политическими мужами, участвовавшими в фотосессиях. Никол Пашинян не сотрудничает даже со своей командой, что и говорить о других. Вопрос в том, что до сих пор даже в общих чертах неизвестно, что он собирается делать в дальнейшем, а поскольку задача его неясна, то и сотрудничество да солидарность – всего лишь пустые слова. Например, кто-нибудь может сказать, как Пашинян представляет себе будущее Арцаха, собирается ли он подписывать соглашение о мире, и если собирается – чего от него (от нас) требуют Азербайджан и Турция, где та красная линия, которую он ни в коем случае не переступит, что будет, если он настоит на своем, как он представляет себе, скажем, армяно-российские отношения и прочее. Хорошо, предположим, предвыборными воплями ему удалось заглушить эти вопросы, но выборы позади, а вопросы все так же актуальны.
Понятно, конечно, что, если бы он откровенно ответил на эти вопросы перед выборами и рассказал, какие еще беды собирается накликать на Армению, исход выборов был бы совсем иным. Потому он и молчал об этом до выборов. Но теперь ведь должен объяснить, хотя бы «здоровым силам», что собирается делать (кроме нападений на нежелательных глав общин). Или снова заявит, что ведет переговоры о том, о чем следует, что это никого не касается, и поскольку для слушателей самое важное – это выгодные позы, то никто и звука не издаст?
Те, кто хорошо знаком с Николом Пашиняном, не без оснований полагают, что после выборов он придумает себе новую миссию: войдет в образ Моисея, который освободил свой народ из рабства и 40 лет водил по пустыне. Предпосылки уже видны: «мы сейчас проходим через ад», но «будущее существует». Вот попробуй объясни этому человеку, что через ад мы уже прошли, когда еле живые после разрушительного землетрясения и блокады, ценой нечеловеческих усилий смогли одержать победу в навязанной нам войне и шагнуть в будущее, получив суверенную государственность. Но нет. Надо было еще раз пройти через ад, все потерять, обвинить бывших, а потом организовать такие выборы, чтобы никто, кроме него и тех самых бывших, в парламент не попал. И, конечно, размахивать налево и направо стальным мандатом.
Кстати, о стальном мандате. Одного из руководителей общин избили за то, что во время выборов он поддержал конкретную политическую силу; руководителя другой общины (Еревана) публично «дубасят» за то, что он, наоборот, не поддержал конкретную политическую силу. Чего только ни увидишь.
Марк Ншанян