Министр иностранных дел Азербайджана в ответ на призыв России разблокировать Лачинский коридор заявил, что они осуществляют свою политику не по чьим-либо призывам, а исходя из собственных национальных интересов, и они уверены, что эта политика принесет положительные плоды. Ответ этот, однако, адресован не только России, но и всем странам и международным структурам, обращающимся к Азербайджану с призывом открыть Лачинский коридор, и в переводе означает следующее: «Да, мы душим Армению и Карабах, но вы нам не мешайте, потому что это дает хорошие результаты».
И, тем не менее, гораздо важнее следующая мысль министра иностранных дел Азербайджана о том, что приоритетом для них является «закрепление победы на правовом и дипломатическом уровне», и чтобы мировая общественность приняла ее. То есть задача Азербайджана не только в том, чтобы навязать властям Армении угрозами и террором «мирное соглашение», но и сделать так, чтобы мир принял этот документ.
Обратите внимание: это как раз та задача, которую Армения должна была решить после 9 мая 1994 года, но не смогла. Причем в 1997 году Азербайджан готов был «закрепить свое поражение на правовом и дипломатическом уровне» (именно поэтапный вариант и был закреплением нашей победы), мир готов был принять и поприветствовать это, но в Армении и Арцахе нашлись силы, решившие, что приемлемость варианта урегулирования для мира не является обязательным условием, и если наши представления об урегулировании не совпадают с представлениями международной общественности, то нужно изменить не свои представления, а – международной общественности. В дальнейшем стало очевидно, что это было грубейшей ошибкой, и Алиев-отец воспользовался этой ошибкой, стал тянуть время и собираться с силами, сын продолжил и… остальное вам известно. Понятно же, что если бы в 1997 году в Армении не нашлись силы, решившие, что «мнение мира не стоит и в грош ставить, мы свой вопрос уже решили», а в Азербайджане у власти был какой-нибудь условный Пикол Нашинов, который заявил бы, что Карабах – это Армения, а у Азербайджана «нет кадастрового документа», вопрос очень скоро бы решился.
Теперь вопрос в следующем: повторит ли Азербайджан ошибку, которую Армения допустила в 1997 году. Проще говоря, согласятся ли они «закрепить свою победу на правовом и дипломатическом уровне» так, чтобы она была приемлема для мира (то есть чтобы были закреплены и территориальная целостность двух стран без лишних лазеек, и механизм международных гарантий прав Арцаха), или, тем не менее, поступят так же, как армянские «нипядеземельные», решив, что можно наплевать на мнение международной общественности и не подписывать никаких соглашений, а взять силой столько, сколько хватит сил. Пока они, по-видимому, склонны повторить нашу ошибку и выбрать второй вариант, причем пока у них это получается, потому что наш условный «Пикол Нашинов» легко поддается давлению.
Но эта их ошибка дает нам также возможность прийти в себя и попытаться исправить ситуацию. Другое дело, что для этого недостаточно только времени, нужна еще и власть, способная использовать это время с пользой. А если ее нет, то даже грубейшие ошибки Азербайджана и его заносчивое наплевательское поведение по отношению к международной общественности нас не спасут. Тем более что каждый раз они «обосновывают» такое свое поведение, цитируя Никола Пашиняна.
Марк Ншанян