Никол Пашинян, наверное, и сам удивился, как легко ему удалось переварить полную очистку Арцаха от армян. И в самом деле, массовой волны протестов не было, чиновники, перебравшись из Степанакерта в Ереван, занялись обустройством своих новых кабинетов и пытаются разобраться, от кого им теперь получать свою зарплату, более 100 тысяч арцахцев, охваченных горем, смиренно пытались и до сих пор пытаются адаптироваться к жизни без родины, и создается впечатление, что все знали, что так и будет, и давно смирились с такой перспективой. Даже «военно-политическая оппозиция» не зашла дальше идеи создания очередных «комитетов по спасению родины», да и то, по-видимому, только для вида – как-то нехотя, без особого энтузиазма… Наверное, невозможно было поднять большой шум без пары «колючек» в адрес русских миротворцев и России в целом, а это для «военно-политической» оппозиции – красная линия.
Вместо этого Никол Пашинян со своими «рюкзаками» ликуют: фактически им удалось и избавиться от «арцахской ноши» и тем самым приблизить «эпоху мира» в их представлении еще на несколько шагов, и свалить вину за эти несколько шагов на других (на русских и на власти Карабаха, действовавшие под «курированием» бывших). И теперь, по большому счету, им нечего бояться, и можно смелее делать следующие шаги. Например, что будет, если народ однажды утром проснется и узнает из СМИ, что «мирное соглашение» подписано, и Армения обязалась как предоставить Азербайджану коридор через Сюник, так и принять на территории РА несколько сотен тысяч азербайджанских беженцев, и снизить численность вооруженных сил РА, скажем, тысяч на десять, и сделать азербайджанский язык вторым «рабочим языком» Армении. А ничего не произойдет. Максимум – несколько сотен человек выйдут на улицу, несколько тысяч человек выскажутся нелестно о властях в социальных сетях, нескольких из них арестуют за «призывы к насилию» - вот и все.
Потому что в Армении другие «внутриполитические» механизмы не действуют. Политическую мысль давно уже заменили ругательства, и чем они похабнее, тем лучше (доказательство тому – блестящие результаты, зарегистрированные на выборах совета старейшин Еревана бесспорным лидером в этом «амплуа»). Национального собрания как такового не существует, потому что в этом элитном кружке собраны практически исключительно «рюкзаки» - неважно, проправительственные они или оппозиционные (если есть сомнения в том, что оппозиционные фракции тоже состоят из «рюкзаков», просто посчитайте, сколько депутатов и кандидатов в депутаты отказались от мандата, чтобы вице-чемпион Европы по силовому троеборью Левон Робертыч получил мандат).
А что происходит, когда власти какой-либо страны разрушают все возможное и восторгаются собственной невменяемостью, но изменить что-то в этой стране путем выборов невозможно, поскольку отсутствие четко сформулированных политических программ или пренебрежительное отношение к ним заставляют общество руководствоваться исключительно ненавистью и тем самым голосовать не за что-то, а против кого-то. Правильно: власти в таких странах пользуются своими должностями по максимуму, богатеют, разрушают собственную страну и в последний момент сбегают в условный «Париж», оставив за собой руины.
В Армении такое происходит уже пять с половиной лет, и мы, судя по «развитию событий», находимся на предпоследней стадии.
Марк Ншанян