И все же почему мы потерпели поражение в арцахской войне? Не во «второй арцахской войне», как сегодня принято говорить, а именно в арцахской войне, потому что не было «первой» и «второй», это все та же война, которая состояла из разных туров, продолжалась 30 лет и, кстати, уже закончилась, потому что если начнется новая война, она уже не будет арцахской: это будет тотальная война между Арменией и Азербайджаном.
Причин поражения множество: они связаны с радикальными ошибками как во внешнеполитической, так и во внутриполитической, и экономической, и демографической, и военной сферах, которые мы рассмотрим по отдельности и как можно обстоятельнее, чтобы получить полную картину.
Начнем с нашей неспособности объективно оценивать внешнеполитические или геополитические реалии.
Первый тур арцахской войны закончился в мае 1994 года с большим преимуществом армянской стороны, но это преимущество оказало на нас и негативное воздействие: удача вскружила нам голову, и мы «забыли, зачем собрались». Мы вступили в эту войну для вывода НКАО из состава Азербайджана и обеспечения надежной сухопутной связи с Арменией, и перемирием 1994 года добились своей цели: международное сообщество не только признало это наше право, но и готово было предоставить международные гарантии для его обеспечения на практике. Но мы решили, что этого мало, нам нужен «Арцах площадью не менее 8 тысяч километров», и с этого момента международное сообщество (буквально весь мир) повернулось к нам спиной. Практически это мы вышли против всего мира, который принимал право НКАО на самоопределение, относился с пониманием к разрыву блокады и налаживанием связи с Арменией через Лачин, но никак не мог понять, почему Агдам и Джебраил являются «нашей родиной». Иначе говоря, Армения как государство и армянский народ как единое сообщество поставили перед собой цель, достигнуть которой было практически невозможно, и любое отклонение от этой цели считали неприемлемым.
Это было грубейшей ошибкой, после которой окончательное поражение оказалось лишь вопросом времени. Причем нельзя сказать, что ошибку эту допустили только власти. Ошибка была практически «общенациональной»: этот «путь» выбрали почти все политические силы, почти вся Диаспора, интеллигенция, простой народ… И если в чем-то и винили власти, так это в «мягкой позиции» и в «отсутствии патриотизма», мол, «какие там переговоры, мы еще до Баку доберемся», «наша реальная граница – это река Кура» и т.д.
При этом международное сообщество долгие годы терпеливо пыталось объяснить нам, что таким путем мы ничего не добьемся, что возвращение захваченных территорий неизбежно, мир никогда не признает эту оккупацию, что сохранение статус-кво неприемлемо, и если переговоры окажутся безрезультатными, Азербайджану будет позволено решить этот вопрос военным путем; Турция открытым текстом говорила, что поможет; Россия открытым текстом твердила, что не станет вмешиваться...
Но мы попросту не воспринимали все это всерьез и во второй тур войны вступили уже проигравшими, как минимум, с геополитической точки зрения.
Марк Ншанян
Продолжение следует