Однажды известный представитель азербайджанской интеллигенции сказал примерно следующее: на самом деле мы проиграли не Армении, а Араму Хачатуряну, Вильяму Сарояну, Комитасу, Мартиросу Сарьяну, Виктору Амбарцумяну… Человеку хватило смелости заявить об этом во всеуслышание, и тем самым он установил планку для своей страны: развивать цивилизацию и обойти армян и в этом вопросе.
Получилось это или нет – неважно. Суть в том, что мы не смогли материализовать свое относительное (возможно, кажущееся) цивилизационное преимущество и добиться важнейшего результата: создать такую страну и такое качество жизни, чтобы общество готово было защищать ее любой ценой. Причем такое качество жизни мы обязаны были обеспечить, в первую очередь, за пределами Еревана и Степанакерта.
Объяснять переселение армян из Арцаха в советские годы только целенаправленной политикой властей Азербайджана не совсем правильно. В конце концов, в Армении была та же ситуация: армянское население Капанского и Варденисского районов переселялось оттуда даже в еще более серьезных темпах, чем из Арцаха, в этих районах встречались лишь единичные села с армянским населением, а место выехавших армян быстро «занимали» азербайджанцы. После 1994 года, по сути, мало что изменилось. Азербайджанцы удалились, но армянские села Армении и Арцаха продолжали опустошаться, да и заселение 7 районов было чисто символическим.
Проблема не в том, что во всем Карвачарском районе, например, жили менее 3 тысяч человек, а во всех 7 районах вместе взятых – меньше, чем, к примеру, в городе Егварде. Ладно, предположим, что судьба этих территорий была неопределенной, не хотели их заселять, вместо этого предпочитали строить там ГЭС-ы, эксплуатировать ресурсы и т.д. Но опустошался и сам Арцах, точнее – бывшая НКАО, хотя до 44-дневной войны ни по одной из рассматриваемых версий армянское будущее этой территории не ставилось под сомнение. Факт, что даже если отложим в сторону 7 районов, плотность населения на территории бывшей НКАО составляла 30 человек на 1 квадратный километр, тогда как в Армении этот показатель составлял 100, в Азербайджане – 125 человек. Причем почти половина населения была сосредоточена в Степанакерте, а азербайджанцы прошли по территории бывшей НКАО почти 80 километров и добрались до Шуши, потому что во всех армянских селах этой огромной территории вместе взятых живет не более 3 тысяч человек. Ну, конечно, ведь армянский «уровень цивилизации» предполагал превращение центра Степанакерта в «маленькую Европу» (кстати, с европейскими же ценами), а сельские дороги ремонтировались только от выборов к выборам, причем только в тех случаях, когда число избирателей оправдывало такие расходы.
В результате Арцах практически превратился в город-государство, а села опустошались. Кроме тех, неподалеку от которых располагались воинские части (и можно было развивать бизнес за счет родителей, навещающих солдат), или какой-нибудь односельчанин, разбогатев за границей, решал инвестировать в свое село. И никаких государственных программ, никаких реальных стратегий…
Марк Ншанян
Продолжение следует
Начало: Причины поражения-1: геополитические