За 31 год, последовавший за 21 сентября 1991 года, День независимости никогда не отмечался в такой тревожной ситуации. Конечно, и это пройдет, но День независимости – также повод попытаться понять, почему так получилось, в чем мы ошиблись и как это исправить.
Для любого народа независимость – это, конечно, высшая ценность, естественный образ жизни, но в первую очередь, это ответственность за свое поведение и его возможные последствия. 21 сентября 1991 года 99 процентов народа Армении сказали Независимости «Да», но уже 22 сентября у нас должно было быть совсем другое общество – гораздо более трезвое и ответственное, поскольку фактически мы оказались на «открытой территории», где могли уповать исключительно на собственные силы. Потому что всемирная армянская диаспора, состоящая из граждан США, Франции, Ливана или других стран, конечно, могла требовать восстановления исторической справедливости, граждане СССР, жившие в Советском Союзе и защищенные «железным занавесом» - время от времени сжигать флаг Турции, но независимая Армения уже не могла позволить себе подобного поведения.
Именно этой трансформации мышления и не произошло, вернее, она не была доведена до конца. В важнейших вопросах «отцы-учредители» Третьей Республики все сделали правильно и не только не остались под обломками обрушившейся империи, но и вышли из тяжелейшей войны с победой, общество же, казалось бы, поначалу приняло «правила поведения», навязанные независимой государственностью, но этот точный процесс нам не простили бы и не простили. К власти пришли те, для кого независимость Армении была лишь возможностью грабить страну, не боясь Кремля и ОБХСС, а с внешним миром безопаснее было общаться из-за спины «старшего брата», что позволило бы использовать весь военно-патриотический словарный запас, не задумываясь о последствиях и ответственности за них.
Следует честно признать, что большей части общества это тоже было по душе. Совершеннолетнему человеку приходится сдерживать свои желания, считаться с реалиями и собственными возможностями, а вот статус ребенка психологически гораздо более заманчив, детям можно всё: можно показывать язык, кому вздумается, даже ругаться, все равно «мама с папой» не позволят побить его, защитят и накормят. Ведь именно таким и был наш общественно-политический «мейнстрим» целых 25 лет, не так ли? Любая попытка урегулирования отношений с соседями – это предательство, а последствий бояться не стоит, потому что «папа» не допустит новой войны. В конце концов «папа» все же допустил ее, и теперь нам нужен новый «папа».
Реальность в том, что наши солдаты и сегодня гибнут за независимость Армении, а власти и оппозиция под завесой пафосных речей всего лишь спорят о том, стоит ли искать нового «папу». Тогда как Независимость – это, наверное, единственное средство, благодаря которому мы можем попытаться решить свои вопросы. В противном случае это сделают другие – за наш счет.
Марк Ншанян