Все смешалось
Внутриполитическая ситуация в Армении напоминает фразу из романа Льва Толстого «Анна Каренина»: «Все смешалось в доме Облонских». Клятвы верности, предательства, обвинения, хаос – и никакого света в конце тоннеля.
А всего этого могло и не быть, если бы после революции наши власти поменяли судебно-правовую систему. Рано или поздно этот промах дал бы о себе знать.
Например, нашумевший закон о Конституционном суде, принятый прежним режимом в штыки. Можно же было сделать это два года назад. Хотя, между нами, принятие закона, которым прекращаются полномочия трех судей КС, а Грайр Товмасян лишается должности председателя Суда, вопроса не решает. Мы еще не знаем, что предпримет группа Грайра Товмасяна. А у них есть большой опыт пальбы по государственности. Вспомните, эта группа узаконила все политические преступления за последние двадцать лет, захват власти, фальсификации выборов. И ждать, что они так просто уступят свои позиции, по меньшей мере, наивно. Не для того их командировали в КС.
Кстати, любопытно, что двое членов КС, полномочия которых прекращаются конституционными изменениями, подходят к вопросу не с правовой, а с чисто финансовой позиции. Один заявляет: у меня же кредиты, как я буду их оплачивать, - а вторая: я пришла в КС из Евросуда, я многое потеряла. То есть Конституционный суд они рассматривают исключительно как средство выполнения заказов и вознаграждения за них.
А Грайр Товмасян так вообще заговорил о чувстве стыда. О достоинстве. Лучше бы признался, что превратился в половичок у кочаряновской двери, о который все бывшие по очереди вытирают ноги.
Политическая развязка
А тут еще и Армен Саркисян стал объектом нападок бывших. Когда Серж Саркисян предложил его кандидатуру на пост президента РА, вот откройте и почитайте, что о нем говорили республиканцы. Государственный деятель с международным авторитетом, мудрый человек, опытный дипломат… Так они не восхваляли даже Сержа Саркисяна. Единогласно проголосовали за Армена Саркисяна. И гордились этим.
А теперь он в глазах бывших, как минимум, предатель. Величайший монстр. В этом плане больше всех отличилась депутат от ППА Наира Зограбян. Назвала Армена Саркисяна политическим покойником, о котором либо хорошо, либо ничего. Вот что мы имеем в виду, когда говорим, что все смешалось. Казалось бы, после того, как СНБ опубликовала «векселя», найденные при обыске в доме Царукяна, члены ППА должны были провалиться сквозь землю. Это ж надо – в 21 веке давать клятву верности раба! Но нет, все в норме, люди продолжают жить, пить, есть, как и прежде, ходить в уборную, писать статусы и заниматься нравоучениями. Как сказал один европейский философ, «они – очень крепкий орешек: совесть их грызет, грызет, пока зубы не обломает».
«Светлая Армения» и ее ход конем
И, тем не менее, главным событием недели стал отказ «Светлой Армении» в поддержке ППА и обращении вместе с ними в Конституционный суд. Этот ход, по-видимому, смешал все карты кочаряновцев. Подчеркиваем: именно кочаряновцев. Потому что, если вы заметили, республиканцы не особенно бичевали за это Эдмона Марукяна. Зато Артур Ванецян обвинил «Светлую Армению» в содействии свержению конституционного строя. Дашнаки были просто в бешенстве. Уж не говоря о ППА. На этот раз Наира Зограбян не стала хоронить Марукяна и ставить ему надгробную плиту, но семиэтажные ругательства звучали в основном именно из уст ее однопартийцев.
Это может означать, что Эдмона Марукяна в последний момент уговорили не лить воду на мельницу Кочаряна. Либо он сам догадался. На всякий случай добавим эту оговорку, пусть не говорит, что мы считаем его игрушкой в чьих-то руках. Хотя, как известно, эта партия может изменить свою позицию в любую минуту.
Кстати, мощный альянс, целью которого было создание контрреволюционного поля, как-то не клеится. Остались только Артур Ванецян, ППА и дашнаки, а РПА всё не торопится примкнуть к ним.
А властям напомним, что Кочарян на свободе. А когда Кочарян на свободе, всегда пахнет порохом.
«Чоррорд ишханутюн», номер 15, 2020