Повсюду тяжелые потери
Прошедшая неделя… А что неделя, неделя была такой же, как и предыдущие. Хотя стоило бы остановиться на тех событиях недели, по которым можно в той или иной мере оценить деятельность властей за последние два года.
Сразу заметим, что результаты неутешительные. Если не сказать большего. Наши ожидания от революционных властей не имеют ничего общего с действительностью.
Свободные и независимые преступники
Судебная власть: здесь реформы полностью провалены. Судьи, годами покорно обслуживавшие власти, выполняющие любые их заказы, все еще на своих местах, никто из них не был привлечен к ответственности, никто их не заменил. Ни одного нового лица. Если после революции судебная система на какой-то момент всколыхнулась, судей охватила паника, то те времена прошли. Теперь они открыто продолжают обслуживать бывшие власти. Обратите внимание: никто из бывших высокопоставленных чиновников не был наказан, никто не лишен свободы, никто не ответил за свои преступления. Все они на воле, за исключением Гагика Хачатряна, да и тот, наверное, скоро будет освобожден: он-то чем хуже других?
С этой точки зрения стоит обратить внимание на дело «1 марта». Оно, по сути, медленно, но верно идет к провалу. Кочарян – тот самый Кочарян, который в 2018 году боялся журналистов, сегодня дает пресс-конференции, закинув ногу на ногу, разгуливает на свободе, как ни в чем не бывало, снимает селфи, налево и направо раздает интервью. Власти во главе с Николом Пашиняном в долгу перед родными жертв злодеяния «1 марта» и политзаключенными, и провал дела «1 марта» будет на их совести.
Косметические реформы
Реформы Конституционного суда: полное фиаско. Нам возразят: нет, как же так, разве вы не видели, как трех человек изгнали из КС, а Грайра Товмасяна лишили статуса председателя Суда? Сразу скажем, что это не решение проблемы. Вернее, косметическое решение. Во-первых, судьи, лишившиеся статуса, обратились в Евросуд, и пока неизвестно, какое решение там примут. Во-вторых, в КС все еще остаются судьи, погрязшие в преступлениях, в покрытии преступлений, в обслуживании прежних властей, в пошиве Конституции точь-в-точь впору этим властям. То есть КС в таком составе не может служить своей цели – законности. Он останется очагом дестабилизации. И, наконец, косметическое, потому что какая разница, кто будет заседать в этом суде – Альвина Гюлумян или Ваграм Аветисян. Лучше бы оставили ее, нашли с ней общий язык. Ибо если вместо Гюлумян собирались выбрать кого-то по ее образу и подобию, то в чем тут реформа? От перестановки слагаемых сумма не изменяется. Издевательство какое-то. И дело уже не в отце Ваграма Аветисяна. Проблема уже в самом Ваграме Аветисяне, который, как оказалось, неплохо обслуживал прежние власти, погряз в тысяче и одной сомнительной сделке, а теперь пытается скрыть темные страницы своего прошлого. Уж такой подходящий кандидат, что некая семейная газета, ринувшись на его защиту, назвала родственников жертв «1 марта» «доносчиками».
Севан и леса
Экология: катастрофа. Озеро Севан продолжает покрываться зелеными водорослями, рыболовство полностью запущено, сегодня в любом районе Еревана можно купить сиг за 100-150 драмов.
В Иджеване как-то подняли шум из-за запрета вырубки лесов, кажется, были даже наказанные, но теперь вырубка леса набирает новые обороты – никакого контроля. Тавуш, Котайк, Агверан, Цахкадзор… лес рубят, щепки летят.
Амулсарские события показали, что у властей нет той политической воли и желания, чтобы, наконец, распутать этот клубок. Из-за лиц, желающих эксплуатировать Амулсарское месторождение, страдает целый регион. Власти, с одной стороны, пытаются удержать свой рейтинг, показывая, что якобы занимаются проблемой, но на самом деле только способствуют поборникам экологической катастрофы. Теперь еще и нового министра назначили – Романоса Петросяна. Что тут скажешь, не позавидуешь ему.
Обрезанное образование
Система образования: не знаешь, за что браться. Последние вступительные экзамены приняли такой отвратительный оборот, что запомнятся на года. Когда человек, получив 20 баллов, вдруг обнаруживает, что не поступил. Руководители сферы во главе с Араиком Арутюняном словно нарочно настраивают общество против себя, делают для этого все возможное и невозможное. Никаких реформ, никакой стратегии, никаких программ и никаких представлений о том, что делать, с чего начать, что отложить на потом. Каждую неделю придумывают что-то новое, и каждую неделю наблюдаем новый курьез.
В вузах советские стереотипы как были, так и остаются. Историю независимой Армении преподают философы марксизма-ленинизма, правоведение продолжают преподавать коррумпированные судьи, прокуроры, юристы, фабриковавшие дела.
В дальнейшем мы еще остановимся на других сферах, а сейчас только скажем, что ради всего этого едва ли стоило делать революцию. Если вы шли к власти, чтобы продолжать лучшие дореволюционные традиции, то уж лучше бы сидели дома.
«Чоррорд ишханутюн», номер 20, 2020