Из последнего выступления Никола Пашиняна мы узнали, что раньше Азербайджан не нападал на нас потому, что наша армия была слабой; а потом увидел мощь нашей армии – и напал. Затем Пашинян фактически заявил, что спас половину Карабаха, поскольку Серж готов был отдать не только семь районов, но и половину Карабаха, только вот Алиев не соглашался и требовал всё; потом сказал, что Левон Тер-Петросян собирается осуществить бандократическую революцию, но у него это не выйдет; затем заявил, что их власть, по сути, создает внешнюю политику; потом набросился на СМИ… Словом, был в своем амплуа: оставалось только добавить, что до 2018 года земля крутилась в обратном направлении, Илон Маск при звуке его имени зеленеет от зависти, а царь Пап был руководителем Арташатской структуры «Гражданского договора».
Как бы то ни было, на горизонте маячат выборы, и у Никола Пашиняна будет еще немало возможностей развлечь общественность, только значимость выборов от этого не уменьшится. Напротив, чем больше говорит Пашинян и чем яростнее ему аплодируют «рюкзаки», тем очевиднее, как важно поскорее покончить с этим кошмаром.
Но как? Дело в том, что у нас во время выборов люди выбирают не между разными целями и стратегиями развития государства, а между политическими лидерами и силами. Хотя любая власть является лишь инструментом для достижения той или иной цели, следовательно, если ты не определился с целью, значит, не сможешь правильно выбрать инструмент. Например, если человек идет в лес по дрова, он должен взять с собой топор или пилу, идя на охоту – ружье, отправляясь на пикник – еду, и прочее. Словом, прежде всего, надо определиться с целью.
В случае с Арменией нужно решить, как мы представляем себе будущее страны и, в конце концов, чего хотим. Есть несколько вариантов. К примеру, хотим очень быстро восстановить армию и вернуть Арцах, или хотим проводить настолько мудрую внешнюю политику, чтобы другие захватили Арцах и отдали его нам, или хотим создать общее государство с Россией, или объявить вопрос Арцаха окончательно закрытым и добиться более или менее достойного мира с соседями и прочее. Понятно, что разные политические силы могут реализовать тот или иной вариант с большим или меньшим успехом, но обратите внимание: конкретно действующим властям не удастся реализовать ни один из этих (и многих других) вариантов.
Укрепить армию и добиться реванша они не смогут (видели мы, как они руководят войной), внешнюю политику вести не умеют (во внешнем мире практически открыто насмехаются над этими властями и чуть ли открытым текстом говорят, что не доверяют ни одному их слову и не воспринимают их всерьез), построить достойные отношения с соседями им не удастся (проигравший и униженный не может говорить на равных с теми, кто его унижает и получает от этого удовольствие, тем более, что он даже не представляет себе, о чем говорить), и так далее.
Словом, люди должны выбирать между стратегическими целями, ставящимися перед государством, и обязательно спрашивать себя, насколько осуществимы эти цели. Ясно одно: какие бы цели они ни выбрали, нельзя доверять их действующим властям.
Армен Багдасарян