...

В ритме «ЧИ»

В ритме «ЧИ»

Государственность и пастбище: время призадуматься

Скоро месяц, как мы живем при коронавирусе. Чрезвычайное положение, новые правила жизни, ограниченные возможности общения и многие другие реалии, вторгшиеся в нашу жизнь.

При всем этом, конечно, не совсем уместно обсуждать действия властей и общества по предотвращению распространения коронавируса в политической плоскости, но невозможно не остановиться на нескольких событиях прошлой недели.

Начнем с события, на первый взгляд, не столь примечательного: исполнилось 20 лет отсутствия Вано Сирадегяна. Он покинул Армению 3 апреля 2000 года.

Вано и холуи

Вано Сирадегян был одним из самых ярких представителей Карабахского движения и Третьей Республики, человеком, история которого – это история самой Третьей Республики. Которому было суждено стать одной из самых харизматичных и, в то же время, самых критикуемых фигур государства, обретшего независимость. Человек, который с первых же дней Независимости постоянно был под ударом, но не отступался, продолжал продвигать свои идеи и убеждения, лелеял эти идеи, пытался посеять семена Независимости в общественном сознании. Были и упущения, недостатки, но ему удалось очень быстро отвергнуть пафос и риторику, присущие революционному времени, и противопоставить им новое мышление, которое должно быть главной чертой любого государственного деятеля. Именно неприятие стереотипов и то, что он называл вещи своими именами, превратило Вано Сирадегяна в главную мишень ненависти коррумпированной бывшей системы, горе-патриотов, шкурников, корыстолюбцев, дашнакско-большевистских стукачей. Как государство они ненавидели, так и Вано Сирадегяна.

И когда переворот 1998 года положил начало времени холуев, гонения на Вано Сирадегяна стали вопросом времени. Преследуя его, холуи, наконец, удовлетворили свои скотские инстинкты, вынесли на поверхность желчь, накапливаемую годами. Жизнь показала, что точно таким же гонениям этих холуев подвергалась и Армения. За 20 лет государство превратилось в пастбище, пастись на котором значило управлять государством, жевать жвачку – развивать экономику, а гадить было свидетельством тысячелетней культуры.

Надо было что-то изменить

Но революция 2018 года отвергла холуев. К власти пришли новые люди, новые революционеры, ожидания от которых были все теми же, что и от Комитета Карабах. Многие надеялись, что из новых революционеров выйдут новые Сирадегяны, новые Вазгены Саркисяны, новые безумцы в хорошем смысле слова. Но таких пока не видно: Вано Сирадегян все еще не вернулся, более того, еще все еще не вернули, - следовательно, не вернулась и Новая Армения.

Есть лишь одна Армения – это Армения, созданная в 1991 году, и есть пастбище. Не лелея, не переосмысливая единственную Армению, не открывая двери перед ребятами из Движения, пренебрегая родителями этой Армении и отвергая их, мы закрываем двери в будущее и возвращаемся к пастбищу. Третьего не дано: необходимо либо руководствоваться принципами государственности, либо следовать правилам игры холуев. Возвращение Вано Сирадегяна в Армению должно было стать одним из первых шагов революции, как и раскрытие 1 марта и многих других преступлений прежней власти. Такова директива революционной Армении. Вернув его, ты ставишь крест на бывших, проводишь черту, за которую не заступить ни одному холую. Но поскольку такой черты не существует, холуи с легкостью входят и выходят. Однако однажды они войдут – и больше не выйдут.

Путь к поражению

Играя по правилам игры холуев, большая часть бывших революционеров превратилась в серые посредственности. Осторожные, трусливые, часто шарахающиеся от собственной тени; от прежнего слова «духов» («смелее») не осталось ничего. За два года нам не довелось увидеть хоть одной харизматичной фигуры (возможно, небольшое исключение составляет Айк Марутян), кого-то, кто всецело отдался бы государству, как Вано или Вазген. Чтобы их авторитет не оценивался лайками. Как ни заглянешь в фейсбук – с утра до ночи пишут статусы, лайкают друг друга, делятся постами, но все это – на пустом месте. Преступные олигархи на своих местах, судьи – на своих, стукачи – на своих, Грайр Товмасян и его шайка все еще пасутся в КС… что это за революция, в которой нет ни революции, ни революционеров, где с утра до вечера только и делают, что выплачивают друг другу премии. Мы вверили вам государство не только для того, чтобы отвергнуть бывших, но и чтобы двигаться вперед, а не стоять на обочине государственности и два года думать о том, куда направиться. 
 

Կարդալ հայերեն

ՎԱՐԿԱՆԻՇ

   2750 ԴԻՏՈՒՄ

Տարածեք

ՆՄԱՆԱՏԻՊ ՆՅՈՒԹԵՐ
Դեպի ՎԵՐ