...

В ритме «ЧИ»: От Арцахской войны – до коронавируса

В ритме «ЧИ»: От Арцахской войны – до коронавируса

Причины победы коронавируса

Проходящая неделя не дала оснований для оптимизма. Коронавирус окончательно прорвался через все оборонные окопы здравоохранения и карантина и занимает все новые позиции во всех областях республики.

Таким образом, все меры, принятые властями в борьбе с коронавирусом, оказались безуспешными. Хотя поначалу были немалые основания для оптимизма. Две из четырех границ Армении так или иначе закрыты, казалось бы, ситуация довольно долго контролировалась, даже в какой-то момент наблюдалась положительная динамика в соотношении зараженных и выздоровевших пациентов – в пользу последних. А теперь у нас в среднем около двух сотен зараженных в день. Это поражение в борьбе с коронавирусом.

Правила войны

И напрашивается вопрос: почему так случилось? Что упустили власти, почему не справились, что пошло не так?
Чтобы ответить на эти вопросы, наверное, стоит вспомнить о важном периоде арцахской войны. Когда Азербайджан, озверев от болезненных весенних и летних поражений 1993 года, провел мобилизацию и 1 января 1994 года начал наступление по всем направлениям фронта. Это был самый жестокий период арцахской войны.

Почти 100-тысячная азербайджанская армия была сформирована по всем правилам военного времени, все действия координировались из одного штаба, штабом этим руководили генералы, турецкие специалисты. То есть это были не отдельные отряды, а одна единая военная машина, которая поначалу добилась серьезных успехов в зимней кампании. Они захватили Омарский перевал и продвинулись в сторону Кельбаджара, на юге нашим ребятам не удалось удержать железнодорожную станцию Горадиза, имевшую важное стратегическое значение. Если бы продвижение в Горадизе продолжилось, азербайджанцы могли, ударив по нашей армии с тыла, дойти до Мегри.
Первыми эти удары азербайджанской армии приняли на себя наши призывники, ребята 18-19 лет, которым еще недоставало опыта, боевой подготовки, отсюда – и многочисленные жертвы, особенно у Омарского перевала.

Всё – ради победы

И здесь власти Армении сделали шаг, оказавший существенное влияние на дальнейший ход войны. Объявили трехмесячные сборы резерва. То есть начались трехмесячные сборы отслуживших и демобилизованных мужчин. А поскольку у большей части этих мужчин не было никакого желания отправляться на фронт, то есть возникла проблема с мобилизацией, людей ловили прямо на улицах, сажали в автобусы и отправляли в Арцах. Это была вынужденная мера: власти Армении и Азербайджана понимали, что война не может продолжаться долго, поскольку отнимает огромные ресурсы, в какой-то момент она закончится, и при каждом из них останутся те территории, которые они будут контролировать на тот момент: сохранится этот статус-кво. Поэтому Азербайджан стремился вернуть, а армянская сторона – удержать как можно больше территорий к моменту окончания войны или перемирия.

Однако 25-30 тысяч солдат на фронте не могли долго противостоять 100-тысячной армии. Дней десять, возможно, даже месяц – но несколько месяцев было уже невозможно. Трехмесячные сборы потребовались для того, чтобы обеспечить фронт человеческим ресурсом. Охота на людей была самой крайней мерой, на какую можно было решиться, но власти пошли на это. В результате наступление азербайджанской армии было остановлено, после чего началось контрнаступление армянской армии, были возвращены потерянные территории, в том числе – Омарский перевал.

Это была жестокая война, и власти действовали по правилам войны. Неприятно, когда тебя ловят на улице и отправляют на войну, но таковы были реалии, директивы того времени, и благодаря этому у нас сегодня есть Арцах и районы, считающиеся зоной безопасности – минус 700 гектаров.

Комендант – только на бумаге

Нынешним властям неизвестно, что такое война. К сожалению. Потому что сейчас – тоже война, и враг в ней – коронавирус, который занимает всё новые позиции. И конца-края ему не видно. У нас есть комендант, однако комендант этот – просто недоразумение. Ввели чрезвычайное положение: из дома не выходить, ни с кем не контактировать, а поймают без этой бумажки – оштрафуют. Но видел ли кто-нибудь чрезвычайное положение? Сколько человек оштрафовали за нарушения правил карантина? Речь идет о том периоде, когда запрещалось выходить из дома без крайней необходимости, и ситуация еще была управляемой.

В решениях, принятых Тиграном Авиняном, напрочь отсутствует логическая связь, нет и воли, необходимой для их осуществления. Действия их настолько непоследовательны, хоть плачь. Выгляните на улицу: там ведь чрезвычайным положением и не пахнет. Люди живут обычной жизнью, на улицах полно народу, в супермаркетах – непроходимые очереди. Многие высокопоставленные чиновники, в том числе и премьер, говорят, что люди не соблюдают правил чрезвычайного положения или карантина. Не соблюдают – так заставьте соблюдать, нарушают – накажите. Заставьте их стать участниками войны с коронавирусом, как заставляли в 1994 году.

И мы еще говорим только о карантинной безопасности и здравоохранении. Отдельная тема – политика, проводимая властями в этих условиях в социальной и экономической сферах, а местами – и ее отсутствие.
 

Կարդալ հայերեն

ՎԱՐԿԱՆԻՇ

   2339 ԴԻՏՈՒՄ

Տարածեք

ՆՄԱՆԱՏԻՊ ՆՅՈՒԹԵՐ
Դեպի ՎԵՐ