Когда одной руке не ведомо, чем занимается вторая
Катастрофа. Иначе ситуацию, сложившуюся в Армении, не назовешь. Коронавирус уже распространяется в геометрической прогрессии. Если считать пандемию войной, то власти пока терпят поражение на этом фронте.
И проблема не в том, что вирус распространяется. Во многих странах мира, начиная с США, он тоже лютует. Проблема в том, что у властей отсутствует конкретная, понятная и последовательная политика борьбы с пандемией.
Уже три месяца, как вирус проник в Армению, и за это время не припомним ни одного правила, закона, установленного для борьбы с ним, которые последовательно соблюдались бы до конца и соблюдение которых требовалось бы от граждан. Решений и заявлений, противоречащих друг другу, уже так много, что комментировать их просто бессмысленно, а о логике и говорить нечего.
В такой ситуации легко сваливать вину на граждан. Мол, а что нам делать, если они ходят без масок, устраивают застолья, проводят акции протеста. Давайте обратимся к логике: допустим, выходить на улицу без маски – это проступок или даже преступление. Если человек нарушает решение коменданта, что нужно сделать? Наказать. Оштрафовать, задержать, а если нарушение предусмотрено Уголовным кодексом – возбудить уголовное дело. Власти же говорят: нет, ну не можем мы заставлять людей, применять дубинки, спецназ. А если человек пойдет и ограбит кого-нибудь, к нему можно применить силу? Власти ответят: да, он же преступник. То есть для властей существуют настоящие преступления и преступления понарошку, на которые можно смотреть сквозь пальцы или в отчаянии всплескивать руками. Это же не игрушки!
Правовое государство так не строят. Вы приняли законы, решения, правила, значит – обязаны следить, чтобы все им подчинялись. Только и всего. В отношениях властей и граждан есть конкретные разработанные и веками развивающиеся нормы, где у каждого есть своя доля обязательств и ответственности. Если государство в этих отношениях переходит грань, гражданин вправе потребовать отчета, если же грань переходит гражданин, здесь уже свое слово говорит государство. Возможно, грубо, жестко – но говорит. Если в этих отношениях отсутствует последовательность, принципиальность, гражданское сознание, они превратятся в анархию. Крупицы которой мы сейчас и наблюдаем.
А коменданта Тиграна Авиняна следует сменить. Нет, ладно, пусть остается. Сколько мы ни напрягали ум, так и не смогли найти в рядах власти кого-либо, кто смог бы его заменить.
А контрреволюция продолжает надвигаться
Естественно, что в борьбе с властями будут использоваться и разыгрываться все эти упущения и недостатки. Силы, которые мы, к сожалению, не можем считать оппозицией, метр за метром отвоевывают все новые позиции. С каждым днем их заявления о необходимости переворота, смены власти звучат все громче.
Если вы заметили, за последний месяц остатки прежнего режима перестали называть Никола Пашиняна по имени, они говорят: «занимающий» или «захвативший пост премьер-министра РА». То есть пытают посеять в сознании общества мысль, что Никол Пашинян захватил власть, а следовательно – нелегитимен. А зачем они это делают, думаем, очевидно: создают правовые и политические основы для переворота. Возможно, и военные. Как известно, от них можно ждать чего угодно.
Уж кто бы говорил о нелегальной торговле оружием
Мы заметили и другое: прежний режим довольно активно и последовательно приписывает властям все преступления и коррупционные схемы, автором которых сам и является.
Обвиняют в нелегальной торговле оружием, а потом оказывается, что ее реальные участники связаны с прежними властями и занимались ею при них.
История с гражданской авиацией: Европа запретила доступ на свою территорию авиакомпаний с армянской регистрацией, шум-гам, истерики. Хотя армянскую авиацию сами и уничтожили – спланированно, целеустремленно. Именно это и было одним из первых шагов Кочаряна: обанкротить армянскую гражданскую авиацию, работающую с прибылью, и разделить между своими. Здесь замешана и его племянница, как-нибудь и об этом поговорим. И в годы своего правления раздали многочисленным преступникам лицензии на создание авиакомпаний, и эти так называемые авиакомпании занимались нелегальной торговлей оружием.
Сейчас уже многие забыли или не знают о бесславной истории с армянской авиакомпанией «Тига-Эйр». В 2004 году на самолет этой авиакомпании Ан-12 перевозил оружие в Экваториальную Гвинею, и зачем? – а чтобы совершить военный переворот в этой стране. Но попались, и 6 армянских летчиков были приговорены к лишению свободы на 14-24 года. После полутора лет в тюрьме, благодаря огромным усилиям (наверное, заплатили властям этой страны кругленькую сумму), летчики оказались на свободе.
И было это не при Николе Пашиняне. Это было при Роберте Кочаряне. И таких историй еще немало. Но – все по порядку.
«Чоррорд ишханутюн», номер 26, 2020